В новейшее время, отмеченное неудержимым развитием технократической цивилизации, процесс разрушения этнокультур приобретает катастрофический характер. К сожалению, в большинстве случаев это считается вполне естественным, а следовательно, и допустимым. Прогресс, понимаемый как исключительно технократическое развитие, уподобляется стихии - неодолимой и неподвластной человеческой воле. Человек в рамках такой точки зрения - всего лишь объект прогресса, влекомый его потоком. Финал дальнейшего развития подобного сценария вполне очевиден: это дальнейшее разрушение современной, пока еще пригодной для нашего существования земной биосферы и исчезновение в уже просматриваемой перспективе человека из состава ее обитателей. Разрушение и исчезновение этнокультур наряду со многими другими явлениями и процессами - совершенно явственные признаки и неизбежные следствия именно такого варианта прогресса. Хотя вряд ли подобное одностороннее и несбалансированное с естественными возможностями биосферы «развитие» можно считать прогрессом. Скорее это тревожные удары колокола - грозное и недвусмысленное предупреждение нам всем и призыв одуматься.
Биосфера и человечество
XX век был достаточно богат примерами того, над чем человечество властно, а над чем - нет. Многочисленные примеры социального экспериментирования показали, что искусственное конструирование бессильно против естественных законов природы. Несмотря на наличие разума и на все технологические достижения, человек в первую очередь – неотъемлемый элемент всех уровней развития земной жизни. Подобно тому, как любая форма живого в своем развитии утверждала себя через нарастающее разнообразие, естественное развитие человека как вида было отражением процесса этногенеза. Разнообразие этносов, позволило человечеству осуществить освоение всех потенциально пригодных для человека мест обитания на планете - от тропиков до Арктики.
Понять сущность естественных законов и не противоречить им, не пытаться их обмануть или вырваться за их рамки - необходимое условие для сохранения биосферы, для самосохранения. Важнейшим условием для этого является исполнение государством его основных функций - функций обеспечения и защиты гражданских прав, разумно оптимизированного регулирования хозяйственной деятельности.
Экологически безопасное природопользование должно не просто выйти на паритетную с другими видами деятельности позицию на государственном и международном уровнях, но и стать абсолютным приоритетом, нормой поведения каждого человека. Только на такой основе есть шанс благополучно выйти из глобального экологического кризиса, решить самую сложную и жизненно важную проблему современности - «биосфера и человечество».
Опыт предков
Необходимо адекватно соотносить себя с окружающим миром и воспринимать его объективную иерархию, а соответственно и приоритеты. Не «человек и биосфера», а «биосфера и человечество», не «экономика и экология», а «экология и экономика». Недопустим и далее перекос ценностей. Мы ведь не подгоняем голову к шляпе, какой бы распрекрасной она ни была. Так же экономика и развитие должны соответствовать природным и культурным условиям, а не наоборот, о чем говорил В. В. Докучаев уже более ста лет назад. Но сплошь и рядом во имя близоруких и узкокорыстных интересов мы продолжаем уничтожать саму основу своего бытия, отнимая у себя и своих потомков будущее, нормальную природную, а следовательно, и этнокультурную, наилучшим образом адаптированную к конкретным местным условиям и ориентированную на использование возобновляемых биоресурсов, среду обитания. Наша хозяйственная деятельность должна быть ограничена и вписана в конкретные природные комплексы и условия таким образом, чтобы не разрушался, а сохранялся естественный баланс между биосферой и человеческим сообществом. А так же между этносами и конкретными экосистемами, за счет которых они существуют, между обществом и каждой человеческой личностью, между системой хозяйствования и нормальными отношениями в системе «этнос-семья-человек». Именно семья - та элементарная единица любого этноса, через которую не только осуществляется нормальное воспроизводство каждого этноса, но и изначально формируется духовный мир каждого человека, осуществляется преемственность поколений и этнокультур, традиционных форм природопользования и жизнеобеспечения. Нарушение преемственности поколений, когда молодежь оказывается оторванной от этнокультуры и опыта предков из-за незнания родного языка, нередко ведут к дегуманизации, к отрыву от природы со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
К сожалению, охрана природы и обеспечение экологической безопасности остаются у нас на самых задворках реально обеспечиваемых государством интересов. Налицо резкое несоответствие между объективной значимостью наиболее сложной и острой глобальной проблемы и уровнем ее понимания и решения. Совершенно очевидно также, что в качестве третьестепенной эта проблема неразрешима. Непонимание ее значимости - сам по себе мощнейший фактор дальнейшего обострения экологической обстановки на огромных территориях, в связи с чем ряд этносов уже поставлен в катастрофические ситуации.
Необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что проблема сохранения биосферы, выживание человеческого общества и составляющих его наций и малых этносов - это единая проблема: в политике, экономике, в стратегии развития, в технологиях природопользования, во всем нашем мироощущении и психологии. Поэтому задача построения гражданского общества это самая насущная и неотложная задача самого общества через самоорганизацию, через создание независимых институтов по обеспечению своих конституционных прав, сохранению себя и будущего своих потомков. Это первейшая задача как для всех малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни (на территориях, где в силу местных природно-климатических условий интенсивное сельскохозяйственное производство невозможно), так и для всей нашей страны в целом.
Там за океаном
Несомненно, что при решении конкретных вопросов на тех или иных территориях весьма полезен зарубежный опыт. Для наших оленеводческих районов наиболее ценен опыт скандинавской Лапландии (Норвегии, Швеции, Финляндии), для отечественного лесного хозяйства вообще и для соответствующих районов, населенных традиционными этносами, -опыт Финляндии и Канады. В области оптимизации отношений между коренным населением и добывающими отраслями промышленности - опыт Канады и Аляски. Этот опыт показывает, насколько тщательна, конкретна и скрупулезна проработка нормативных актов на американском Севере. Насколько аккуратно предусматриваются все механизмы их практического осуществления, насколько активен и компетентен общественный контроль. Достаточно сказать, что более 30 лет назад при полноправном участии 70 общественных природоохранных организаций и при их постоянном последующем активном контроле федеральными властями штата Аляска был выбран самый лучший по тем временам проект прокладки трансаляскинского трубопровода почти из 60 (!) представленных на конкурс вариантов. Показательны и другие примеры. Только на научные исследования в Арктике в США выделяется федеральным бюджетом более 2 миллиардов долларов в год. В Канаде, где экологическая ситуация в целом, а на Крайнем Севере - тем более неизмеримо благополучнее, чем в России, на нужды особо охраняемых природных территорий ежегодно выделяется около 1 миллиард долларов бюджетных средств. Весьма целесообразная и гибкая система ООПТ функционирует на Шпицбергене (Норвегия), хотя на архипелаге нет аборигенного населения, а численность постоянных жителей минимальна. Показательны и примеры организации соответствующих государственных служб. В Канаде помимо Министерства охраны окружающей среды имеется Министерство по делам индейцев и развитию Севера, а в Норвегии - Инспекция по охране окружающей среды, руководитель которой подчиняется только королю.
Правовое обеспечение выживания малочисленных народов должно основываться на признании фундаментального значения таких общечеловеческих ценностей, как биосфера, этнос, человеческая личность. Необходимы реальные механизмы их защиты, обеспечение прав каждого человека и каждого этноса на нормальную для них природную и историко-культурную среду. Должна быть признана абсолютная приоритетность природоохранной деятельности, традиционных и максимально экологичных форм природопользования, соответствующего образования и воспитания, гуманизации общества, общественных отношений и каждого человека. В конгломерате человеческих цивилизаций нет лишних и неценных, как нет лишних земли, воды, воздуха и многообразия флоры и фауны. За каждый погибший по нашей вине этнос мы несем неотвратимую ответственность перед историей и потомками.
Валдис ЗОЛДАК
Источник: http://нкN5 |