Об этом корреспондент «НК» беседует с руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю Борисом МЕДВЕДЕВЫМ.
— Борис Николаевич, как следует из постановления правительства, премьер-министр Владимир Путин передал функции федерального экологического контроля Росприроднадзору. Как обстоят дела на примере вашего управления?
— Нашу беседу хотелось бы начать с того, что 12 мая 2008 года вышел Указ президента РФ № 724 по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с ним было принято решение преобразовать Министерство природных ресурсов РФ в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, а также утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой в состав Министерства природных ресурсов и экологии вошли федеральные служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, служба по надзору в сфере природопользования, служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральные агентство водных ресурсов и агентство по недропользованию.
Постановлением правительства РФ от 29.05.2008 года № 404 полномочия по государственному экологическому контролю возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и его территориальные подразделения. В крае такой службой является управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
— Ранее государственный экологический контроль осуществлялся двумя ведомствами — Ростехнадзором и Росприроднадзором. Теперь этот контроль в «одних руках». какие контрольно-надзорные функции перешли к вам от Ростехнадзора? Увеличились ли при этом кадры, материально-техническая база и прочее? А главное, в чем от этого выигрывает, а может, и проигрывает край?
— Действительно, с 2004 года государственный экологический контроль на территории края осуществляли две федеральные структуры — управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Красноярскому краю МПР и Енисейское межрегиональное управление по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В соответствии с принятым в мае 2008 года решением к контрольным функциям, которые ранее осуществлялись Росприроднадзором, прибавился контроль в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, переданный из Ростехнадзора. Впрочем, данный вид контроля осуществлялся уже нашим управлением до предыдущей реорганизации в 2000-2004 годах, так что дело это для нас не новое. Инспекторский состав из Ростехнадзора был переведен в наше территориальное управление — и общая численность с 96 увеличилась до 123 штатных единиц. Что касается материально-технической базы, практически ничего передано не было.
При формировании новой структуры территориального управления Росприроднадзора мы постарались сохранить специалистов из Ростехнадзора. Был сформирован отдел экологического контроля, который занялся охраной атмосферного воздуха и обращением с отходами.
Кроме того, для оперативности в работе был сохранен штат межрайонных инспекторов. Общая численность отдела экологического контроля составила 18 человек: 7 — в Красноярске и 11 — в других городах края: Ачинске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, Норильске, Дудинке.
Выигрывает или проигрывает от такой реорганизации край? Думаю, что касается надзорных функций, особых изменений тут нет. А в том, что контроль сосредоточен теперь в одном ведомстве, есть, безусловно, положительные моменты. В первую очередь, это дает возможность осуществлять контроль комплексно. Отныне деятельность предприятий в области охраны окружающей среды будет оцениваться в целом, по всем направлениям природопользования.
— По сообщениям печати, премьер утвердил правила осуществления государственного экологического контроля. Что это за правила, присутствуют ли в них принципиально новые моменты в отношении природопользователей и самих контролеров?
— Постановлением правительства РФ от 27.01.2009 года утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды. Существенным и новым в данном постановлении является то, что в нем определен состав государственного экологического контроля, то есть какие контрольно-надзорные функции в него входят.
Принципиально новые моменты по отношению к природопользователям и самим контролерам заключаются в том, что в постановлении идет ссылка на Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» — мероприятия по контролю в отношении последних проводятся в соответствии с этим законом. В новой редакции данный закон вступает в силу с 1.07.2009 года, и в нем есть существенные изменения как для природопользователей, так и инспекторов. Но это уже другая довольно большая тема для отдельного разговора.
— Можно ли говорить о каких-то результатах вашего коллектива в новых условиях работы? Как управление завершило 2008 год?
— Говорить о результатах работы коллектива в новых условиях по итогам 2008 года, наверное, преждевременно. Фактически отдел экологического контроля с полномочиями по охране атмосферного воздуха и обращению с отходами был сформирован только в октябре прошлого года.
По управлению итоги работы за 2008 год подводились по всем направлениям контрольно-надзорной деятельности, входящим в его полномочия, — геологическому контролю, земельному (в пределах компетенции), водному и экологическому контролю. Результаты получились неплохими. В минувшем году проведено 379 проверок, выявлено 578 нарушений. При этом на юридических и должностных лиц вынесен 451 штраф на общую сумму в 4506,9 тысячи рублей.
В разрезе внесенных в природоохранное законодательство изменениях об итогах работы управления в 2009 году будем говорить, очевидно, с позиций всех контрольно-надзорных полномочий — государственного экологического контроля на федеральном уровне. В этом расширенном масштабе и действует коллектив территориального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю.